Mindfull
Осознанное общение, как слушать сердцем?
Елена
2 марта 2018 г.
Вспомните особенный близкий разговор в своей жизни. Что вы чувствовали? Что вас принимают таким, какой вы есть, и впервые за долгое время слышат по-настоящему; вы можете поделиться своими самыми сокровенными мыслями, рассчитывая на поддержку и понимание? В тот момент вам посчастливилось встретить на своем пути человека, который умел осознанно слушать сердцем.

Осознанное слушание — исключительный навык. К таким людям тянутся, их мнение уважают, они становятся, своего рода, "социальными перекрестками", объединяющими большие компании. Некоторые наделены этой способностью от рождения, есть и те, кто сумел самостоятельно научиться выстраивать глубокое взаимопонимание с собеседником. Кроме того, этот навык осваивают и постоянно развивают в себе профессионалы: практикующие психологи и коучи личностного роста.

Чтобы общение с вами поддерживало и вдохновляло людей, научитесь управлять своим фокусом внимания. Именно направление вашего внимания определяет, на каком уровне вы слушаете собеседника.

1. Автоматическое слушание. На этом уровне мы воспринимаем поверхностное содержание слов и пропускаем услышанное через свою призму восприятия и жизненного опыта. Уловив направление разговора, позволяем блуждающему разуму полностью нас отвлечь, продумываем ответ или вспоминаем свое поведение в аналогичной ситуации. В общении между близкими людьми автоматическое слушание становится частой причиной конфликтов. На этом уровне мы не стремимся понять подлинный смысл сказанных нам слов, а сразу преломляем услышанное через свое сложившееся представление о человеке. Автоматическое слушание оставляет у собеседника ощущение недопонимания и одиночества.


2. Внимательное слушание. На этом уровне слушающий сохраняет полную сосредоточенность в течение всего разговора и не позволяет блуждающему разуму автоматически выносить суждения или субъективно относится к полученной информации. Понимание основывается на ценностях и опыте говорящего, а не слушающего. На этом уровне человек чувствует, что его по-настоящему слышат.

3. Контекстное слушание — близкая беседа, способная серьезно помочь человеку, в котором вы заинтересованы. Случалось ли вам ощущать бессилие, когда лучший друг, любимый человек или ваш ребенок обращались к вам со своей проблемой? В такой ситуации прямые советы могут вызвать недоумение и оборвать нить доверия. Научившись слушать на третьем уровне восприятия, вы сможете помогать близким людям, в ответ получая искреннюю признательность и благодарность. В фокусе внимания третьего уровня присутствуют интонации, полутона и эмоции. Контекстное слушание включает в себя навыки второго уровня, однако позволяет воспринять информацию, находящуюся за рамками осознания говорящего.
Чтобы овладеть навыком внимательного слушания нужно преодолеть привычный автоматизм. Существуют приемы, освоив которые вы сможете осознанно переходить от первого уровня слушания ко второму, а затем научитесь выстраивать беседы на контекстном уровне слушания.

Будьте "на одной волне" со своим собеседником:

Незаметно повторяйте его позу. Нам нравятся люди похожие на нас. В начале каждой беседы человек бессознательно старается нащупать то, что вас объединяет. Чем больше общего мы находим, тем больше раскрываемся в общении. Если собеседник сидит подчеркнуто прямо, выпрямитесь в ответ.

• Сонастройте ритм дыхания. Постарайтесь уловить и перенять ритм дыхания собеседника. Если человек взволнован, постепенно начинайте дышать глубоко и спокойно. Повинуясь естественной реакции, ваш собеседник последует за вами и тоже снизит частоту вдохов и выдохов, что ослабит его напряжение. Он будет вам благодарен, хотя даже не поймет как вам удалось его успокоить.

• Прислушайтесь к темпу речи и громкости голоса собеседника и отвечайте ему похожими интонациями.

• Говорите с человеком на языке его восприятия. Обратите внимание, какие глаголы чаще всего встречаются в разговоре — зрения, слуха или ощущения? Ваш собеседник говорит: "я вижу", "я слышу" или "я чувствую"? Поняв слова, которыми он выражает свой внутренний мир, перейдите в их модальность.

• Определите ценностные слова говорящего — то, как он называет важные для себя понятия. Пусть они прозвучат и в вашей речи. Для установления взаимопонимания важно искреннее желание понять своего собеседника. Случается, что мы наделяем одни и те же слова разными смыслами. Не стесняйтесь спросить, как собеседник понимает свои ценностные слова.
Вопросы — важнейшая часть любого заинтересованного разговора, инструмент взаимопомощи и выстраивания доверительной атмосферы. Чтобы не утратить контакт с собеседником, важно научиться спрашивать правильно. Неосторожный вопрос вызовет у собеседника естественное желание закрыться и может только расстроить. Вот несколько способов, позволяющих сохранять поток взаимной коммуникации открытым:

• Проявите деликатность, используя слова-смягчители, аккуратно подводящие к самому вопросу. Например: "мне интересно, поделись своими мыслями о..." или "ничего если я спрошу, что ты думаете о...". Слова-смягчители помогают снять ощущение угрозы и показывают собеседнику ваше уважение и заинтересованность.

Замените открытый вопрос на повтор. Перефразируйте основную мысль собеседника, используя его ценностные слова и основные интонации. Вот фразы, помогающие оформить повтор в разговоре: "поправьте, если я ошибаюсь...", "другими словами..." или "позвольте уточнить, правильно ли я понимаю..."

Проговорите цель вопроса. Например: "чтобы лучше вас понимать, позвольте спросить..." или "чтобы вы смогли быстро найти решение, не могли бы вы рассказать мне..."

Эти приемы помогут вывести ваши навыки коммуникации на новый уровень. Слушая с позиции своего собеседника, вы открываете для себя его подлинные ценности и убеждения. Человек чувствует, что даже в самом простом разговоре вы по-настоящему слышите его, общение с вами заряжает вдохновением и энергией.
Навык третьего контекстного уровня слушания будет необходим, когда близкий человек обратится к вам за помощью, в поисках разрешения своей проблемы. В основе глубокого трансформационного общения лежат следующие установки:

1. Каждый уже обладает всем необходимым потенциалом для позитивных изменений. Никого не нужно "лечить" или "чинить", к вам обратились не для этого. Если будете воспринимать человека "сломанным", он неминуемо почувствует это в разговоре и начнет защищать перед вами свою позицию. Доверие будет нарушено.
Слушание людей как хозяев и создателей собственного видения позволяет поддержать их самих и веру в это видение
М. Аткинсон, Р. Т. Чойс. Достижение целей: Пошаговая система.
2. Усмирите свое эго. Помните об истинной цели разговора — поддержать собеседника. Сейчас не время выстраивать свой образ в его глазах. От вас не требуется придумать новый гениальный способ решения его проблемы. Оставьте в стороне свои суждения, займите максимально нейтральную позицию.

3. Ваши главные инструменты — внимательность и правильные вопросы. Помогите человеку самостоятельно проговорить свою проблему и рассказать вам о желанном пути ее решения. Выслушайте, обращая внимание на эмоциональные оттенки речи в зависимости от сказанного. Так вы сможете понять то, что пока находится за рамками осознания говорящего. Попросите позволения задать вопрос и спросите, что на самом деле ему важно, как он видит желанный выход, что по его мнению стоит между ним и его мечтой, насколько это непреодолимо? Слушайте, спрашивайте и не пытайтесь склонить человека к определенному варианту. Помните, что вы никогда не будете обладать полной картиной ситуации, не беритесь советовать.
Ваше внимание, заинтересованность и правильные вопросы помогут человеку поверить в свои силы. Вы научитесь вдохновлять и поддерживать, не прибегая к прямым советам. Сохраните доверие и близость.
Made on
Tilda